Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Глагол». Учитель Левшина И.А.

Урок русского языка в 3 классе.

УМК «Перспектива».

Тема: «Глагол».

Составила: учитель первой квалификационной категории Левшина И.А.

Цели: актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о глаголе; работать над расширением активного словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать и анализировать языковые явления; осознавать глагол как часть речи; использовать специальную терминологию при определении этой части речи; распознавать глаголы в речи; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с определением глагола, учебник Л. Ф. Климановой «Русский язык. 3 класс», электронное приложение к учебнику.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

    Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    — Что мы знаем о местоимении? Приведите примеры местоимений.

    — Проверим знания каждого из вас. (Тест из электронного приложения).

    — Какие части речи мы еще изучили?

    — Что вы знаете об имени существительном? Приведите примеры.

    — Предлагаю записать несколько словарных слов.

    Словарный диктант: группа, герой, обед, пловец, корзина, обедать, квартира, фамилия, класс, вокзал.

    Проверка сигнальными карточками.

  3. Постановка проблемы.

    — На какие группы можно разделить эти слова? ( По видам орфограмм, по частям речи).

    — Найдите однокоренные слова и выделите корень.

    — Почему слова «обед» и «обедать» при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?

    — Определите тему урока.

    — Что мы должны узнать о глаголе? ( На доске план работы: что обозначает, вопросы, роль в предложении).

    — Да, сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе. А задаете ли вы вопрос, сколько раз в речи человек употребляет глагол? Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

  4. Первичное закрепление.

    — Продолжим исследовать эту тему. Откроем учебник и выполним упражнение 91.

    При выполнении заданий упражнения учащиеся делают вывод о глаголе. На доске: действия предметов, что делать? что сделать? Вывод сверяется с правилом в учебнике.

    Физминутка.

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише.

    Деревцо все выше, выше.

    — Встретились ли в разминке глаголы? Назовите их и докажите, что это глаголы.

  5. Включение в систему знаний.

    — «Глаголь» — старинное название буквы «г». В старорусском языке есть слово «глаголать», значит «говорить, высказывать». Человек обладает речью, мыслит, трудится. Благодаря этому люди создали города, заводы, фабрики, пишут книги, полетели в космос. Мы тоже трудимся на уроке.

    — А какие пословицы о труде вы знаете?

    — Соберите пословицу в парах. Одна пара у доски. (Не года красят человека, а его дела).

    — Как понимаете эту пословицу? Есть ли в ней глаголы? Как определили? Спишите пословицу.

    — Какие орфограммы встретились?

    — Выделите грамматическую основу. Что заметили? Какую рольиграет глагол в предложении? (На доске «сказуемое»).

    Зрительная гимнастика.

  6. Закрепление.

    Роль глаголов в речи.

    — Для чего нужны глаголы в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем тексты и сравним их.

    Тексты на столе у каждого. (Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей.

    Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Запел голосистый соловей.)

    — Представьте картины, нарисованные словами. Одинаковы ли они?

    — А тексты? Чем отличаются?

    — Какие слова оживили картину?

    — Чем похожи эти слова?

    — Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?

    — Спишите текст с глаголами, подчеркните их двумя чертами.

    Самостоятельная работа.

    — Какие орфограммы встретились?

    — Сколько глаголов подчеркнули? Назовите. Докажите, что это глаголы.

  7. Итог урока.

    — Что же мы называем глаголом?

    — Что обозначает глагол?

    — На какие вопросы отвечает?

    — Роль в предложении.

  8. Рефлексия.

    — Оцените свое понимание данной темы.

    — Оцените свою работу на уроке.

  9. Домашнее задание.

    — В упражнении 92 пропущены глаголы, дополните предложения глаголами, взяв их из слов для выбора.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.