Урок по русскому языку в 1 классе «Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.» Учитель Черноус Е.Н.

Тема урока: Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
Цели урока: формировать умение различать слово и слог, определятьколичество слогов в слове, делить слова на слоги.
Оборудование: компьютер, телевизор, слайды, электронное приложение к учебнику «Русский язык .1 класс.»,солнышко(состоящее из круга и нескольких лучиков), опорные карточки для формулировки темы и целей урока, карточка с правилом определения количества слогов в слове, свеча, картинки березы и крапивы, физминутка для глаз (с помощью компьютера), облачка и лучики для каждого учащегося.

Учебник: Горецкий В.Г., Канакина В.П. «Русский язык. 1 класс».

Разработала учитель начальных классов 1 категории МБОУ СОШ № 58 г.Брянска Черноус Е.Н.

Ход урока:
1. Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Давайте пожелаем друг другу удачи.
(Дети касаются ладошками.)
2. Актуализация ЗУНов и пробное учебное действие.
-Внимание на доску.

При солнышке тепло, при матери добро.
-Прочитайте хором.
(Дети читают.)
-Что вы сейчас прочитали? (Предложение, пословица.)
-Как вы понимаете эти слова?(На экране слайд №1/Когда светит солнце, человеку также хорошо и приятно как с мамой.)
-Откройте тетради. Приготовьте ручку. Проверьте посадку.(Дети выполняют.)
-Сориентируйтесь в тетради. Следующая рабочая строка с самого начала. Запишите это предложение. Пропевайте себе. (Дети записывают.)
-Приготовьте простой карандаш. Назовем и подчеркнем все «опасные места» в этом предложении.(Дети называют и подчеркивают, учитель вместе с ними работает на доске.)
-Отложите ручку и карандаш. Руки перед собой.
-Посмотрите в окно. Весна пришла, да солнышко нас теплом не радует. Позовем его , покличем, распевая слова. Послушайте как. ( К доске выходит ребенок и на распев говорит:
-Сол-ныш-ко,по-ка-жись!
Крас-но-е, сна-ря-дись!
По-ско-рей, не ро-бей,
Всех ре-бят о-бог-рей! (Дети хором повторяют, учитель крепит на доску круг от солнышка.)
3. Формулировка темы урока, целеполагание.
-Вот и солнышко появилось, да только не проснулось еще, не заулыбалось лучиками. Порадуем его своими знаниями. Сейчас мы кликали солнышко, как мы пропевали слова? (Пропевали по слогам.)
-Догадались ли вы, какая тема нашего урока? О чем будем говорить? (О словах и слогах.)
-Проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.32. Вверху ,в синем прямоугольнике, прочитайте тему урока. (Дети читают сами, затем один ребенок вслух./ Учитель закрепляет на доску о табличку с названием темы урока.)

— Мы были правы. Какие цели ставим для себя на уроке? (Учитель закрепляет на доску опорную табличку.)

Будем учиться

-Как вы думаете чему? (Дети высказывают свои предположения, учитель по ходу закрепляет на доске.)

Делить слова на слоги.

Определять количество слогов в слове.

Распознавать слово и слог.

-Надеюсь, у нас все получится. Солнышко верит в вас и дарит свой первый лучик. (Учитель крепит его возле солнечного круга.)
4. Выявление места и причины затруднения.

-Внимание на доску. Прочитайте записи на доске хором. (Дети читают.)

солнышко мама луч со
-Какая из записей лишняя? Почему? (Лишняя со, т.к. все слова имеют значение, а эта не имеет.)
-Что же такое со? (Это слог.)
-А вы ,ребята, согласны? (дети сигналят.)
-Что же такое слог? (Дети высказывают свои предположения.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
— Обратимся к нашему мудрому компьютеру. Внимание на экран. (На экране фрагмент из электронного приложения к учебнику «Русский язык 1 класс.»)
-Действительно, слог- это несколько звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком. Это легко проверить произнося слово перед горящей свечкой. (На экране слайд №2) Сколько раз дрогнет пламя, столько в слове и слогов. Предлагаю провести опыт.( Учитель вызывает ученика к доске.)
-Вот горящая свеча. Сейчас ты произнесешь слово «солнышко»( ведь именно оно нам сегодня на уроке помогает в трудную минуту). Надеюсь, что и сейчас само слово нам поможет. При этом мы будем наблюдать. Сколько раз задрожит пламя свечи, столько значит ты сделал выдыхаемых толчков т.е. слогов.(Проделываем опыт.)
-Сколько раз дрогнуло пламя?(3 раза.)
-Сделаем вывод.(Значит в слове солнышко 3 слога.)
-Спасибо. Солнышко довольно тобой и дарит еще один лучик. Закрепи его сам. (Ребенок крепит лучик.)

6. Физминутка.
-Встанем,отдохнем.(К доске выходит ученик и проводит зарядку. На экране слайд № 3)
-Вот как солнышко всает. Выше(3раза/ дети тянутся вверх.)
К ночи солнышко зайдет. Ниже.(3 раза/ дети присели.)
Хорошо, хорошо солнышко смеется(Руки в стороны, делают повороты.)
А под солнышком нам(Кружатся.)
Весело живется.(Хлопают в ладоши.)
-Вы молодцы. Солнышко дарит вам еще один лучик.(Ученик крепит его на доску.)
-Тихонько сели. Продолжаем работу.
-Однако не всегда , ребята, для определения количества слогов в слове у нас есть свеча, да это и не удобно. Предлагаю провести опыт №2. Найдите в учебнике на стр.32 упражнение №1. Поставьте пальчик. Прочитайте самостоятельно. (Дети выполняют, затем один ученик читает вслух.)
-_Этот опыт вы проделаете и обсудите в парах. Приблизьте ладошку ко рту, произнесите слово «мама». Посчитайте, сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении. Обсудите в парах. (Дети выполняют и сигналят.)
-Кто готов сделать вывод? (Струя воздуха коснулась ладони дважды, значит в этом слове 2 слога.)
-Согласны?(Сигналят.)
-А какие еще способы определения количества слогов в слове мы знаем? (С помощью ладошек, бороды.)
-А самый универсальный? Попросим помощи у нашего компьютера. Внимание на экран. (На экране фрагмент из электронного приложения к учебнику «Русский язык 1 класс.»)

В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

(Учитель закрепляет это правило на доску./Дети повторяют хором.)
7.Реализация построенного проекта.
— Давайте разделим наши слова на слоги, пользуясь этим универсальным способом. Проверим себя. Работаем со словом «солнышко».(Учитель вызывает к доске ученика для объяснения. Дети сигналят , проверяя его работу.)
-Солнышко довольно, дарит тебе лучик.(Ученик крепит его на доску.)
-Работаем со словом «мама».(Учитель вызывает к доске ученика для объяснения. Дети сигналят , проверяя его работу.)
-Солнышко довольно, дарит тебе лучик.(Ученик крепит его на доску.)

-Работаем со словом «луч».(Учитель вызывает к доске ученика для объяснения. Дети сигналят , проверяя его работу.)
-Солнышко довольно, дарит тебе лучик.(Ученик крепит его на доску.)
8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
-Поработаем и потренируемся делить слова на слоги и определять их количество в слове. Найдите на стр.32 упражнение 2. Поставьте пальчик.(Дети выполняют.)
-Прочитаем хором задание.
-Прочитаем хором слова.
-Все ли слова вам понятны? Какое из слов требует пояснения?(Возможно затруднение со словом «ива»/ на этот случай д/быть изображение ивы.)
-Еще раз прочитайте их самостоятельно и найдите среди них только односложные слова т.е. слова из 1 слога.(Дети выполняют.)
-Кто готов?(Называют слова.)
-Согласны? (Сигналят.)
-Как определили? ( В слове 1 гласный.)
-Найдите среди них двухсложные слова т.е. слова из 2 слогов.(Дети выполняют.)
-Кто готов?(Называют слова.)
-Согласны? (Сигналят.)
-Как определили? ( В слове 2 гласных.)
-Найдите среди них трехсложные слова т.е. слова из 3 слогов.(Дети выполняют.)
-Кто готов?(Называют слова.)
-Согласны? (Сигналят.)
-Как определили? ( В слове 3 гласных.)
-Молодцы, с заданием справились. Переходим к заданию под первой красной точкой. Поставьте пальчик. Прочитайте самостоятельно. ( Дети выполняют, затем один ученик читает вслух.)
-Придумайте слово, состоящее из 1 слога. (Называют.)
-Согласны? (Сигналят.)
-Придумайте слово, состоящее из 2 слогов. (Называют.)
-Согласны? (Сигналят.)
-Придумайте слово, состоящее из 3 слогов. (Называют.)
-Согласны? (Сигналят.)
-Молодцы.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой.
— Найдите следующее задание, поставьте палец. (Читает 1 ученик вслух.)
-Какие трехсложные слова мы нашли? (Называют.)
-Приготовьте ручку. Найдите следующую рабочую строку. Запишите эти слова. (Записывают, сигналят о завершении работы.)
-Проверьте с доски, правильно ли вы сделали. (Проверяют.)
-Приготовьте простой карандаш. Разделите слова на слоги самостоятельно, а у доски будут работать 2 учеников . Затем мы проверим. (Выполняют и сигналят о завершении работы.)
-Согласны ли вы с делением на слоги 1-го слова? (Сигналят.)
-Солнышко хвалит тебя и дарит еще один лучик. Закрепи его. (Выполняет.)
-Согласны ли вы с делением на слоги 2-го слова? (Сигналят.)
-Солнышко хвалит тебя и дарит еще один лучик. Закрепи его. (Выполняет.)
-Отложите ручки.
10. Физминутка для глаз.
-Глазки устали. Пусть отдохнут. Внимание на экран. (На экране зарядка для глаз.Слайд № 4./ Дети выполняют.)

11. Включение в систему знаний
-Солнышко пригревает все сильнее. Из-под снега появились первые весенние цветы. Какие первоцветы вы знаете? (Ландыши, подснежники.)
-А наши цветы необычные, они слоговые. Найдите в учебнике на стр.33 упражнение №4. Поставьте пальчик. (Выполняют.)
-Прочитайте хором задание.(Читают.)
-Вы будете работать в парах. Выберите себе любой из этих цветов. Ваша задача подобрать к красной серединке лепесток так, чтобы получилось слово. Желаю удачи. (Выполняют задание и сигналят о завершении работы.)
-Какие слова вы составили? (Называют.)
-Молодцы. Возьмите ручку в руки и на следующей рабочей строке запишите 3 любые из составленных нами слов.(Выполняют.)
-Отложите ручки. Солнышко очень довольно вами и дарит еще один лучик. (Учитель закрепляет его на доску.)
12. Рефлексия учебной деятельности.
-Давайте подведем итоги урока. Как звучит тема нашего урока? (Называют.)
-Какие цели для себя мы ставили? ( Дети читают цели с опорных табличек, а учитель предварительно выяснив , переворачивает таблички, чтобы вместо будущего времени эти записи появились уже в прошедшем времени.)

Мы распознавали слова.

Мы делили слова на слоги.

Мы определяли количество слогов в слове.
-Солнышко очень довольно вами. Оно уже заулыбалось лучиками. Но ему хотелось бы узнать ваши ощущения от урока. У вас у каждого на парте лежат облачко и лучик. Если на уроке вам было все понятно , и вы не затруднялись – выберите лучик. Если же что-то было непонятно, и вы сомневались – выберите облачко. (Дети выбирают.)
— Покажите мне ваш выбор. (Дети показывают.)
-Хорошо. После окончания урока ,вы закрепите его на доску. Спасибо за работу. Урок окончен.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.